13...15°C

Авторизация
16+
  • «Детский» транспорт ломает не по-детски

    29.07.2013 10:36:34

    «Детский» транспорт ломает не по-детски

    Мальчик, оставшийся в живых после аварии около салехардского гаражного кооператива «Лагуна», пришел в себя.

    С сотрясением головного мозга, множественными ушибами и переломом руки, но всё же его состояние уже не опасно для жизни. Об этом сообщил «КС» заведующий травматологическим отделением окружной Салехардской больницы Леонид Куртямов.

    Напомним, скутер с двумя мальчишками 11 и 12 лет, совершив резкий поворот влево, залетел под колеса ассенизационного «МАЗа» во вторник, 23 июля («КС» № 59 от 24 июля). Один из ребят скончался на месте. Следствие продолжает разбираться в происшествии.

    По словам Леонида Куртямова, за летний сезон салехардские медики насчитывают до двадцати горе-водителей, и это лишь те, кто угодил в отделение, некоторые «просто гипсуются в приемнике и едут домой». То есть реальная цифра травмированных гонщиков выше.

    – Чаще всего у скутеристов страдает голова, – говорит Леонид Гаврилович. – Но бывают очень серьезные случаи, когда ломают и руки, и ноги, и ребра. Ничем ведь не защищаются, плюс ко всему невнимательны на дорогах. А чего еще ждать от детей, возраст таких водителей в основном от 15 до 18 лет, за рулем?

     

    АКЦЕНТЫ

    Юные лихачи всё чаще выходят из-под контроля

    «Да что ж ты творишь!» – водитель, под носом которого только что проскользнул малец на скутере, обычно произносит эту фразу в непечатных выражениях. Грозит, чертыхается – малейшее движение, и трагедия была бы неизбежна… А щуплый гонщик поддал газу и с глаз долой.

    Поэтому он вряд ли слышит, как покрывают трехслойным матом не только его самого, но и его папу с мамой, со щедрой руки (или вернее – с преступной легкомысленности?) которых чадо электризует дорожную обстановку, доводя ее до белого каления, а то и жуткого конца для всех участников событий.

     

    ДИАГНОЗ: НЕПРЕДСКАЗУЕМ!

     

    – Опасность представляет собой не сам транспорт – это лишь механизм, послушный воле водителя, а неумелое обращение с ним, переоценка возможностей и несоблюдение правил движения, – оценивает сезонное обострение на дорогах, возникающее по вине скутеристов, Максим Собянин, старший инспектор УГИБДД УМВД России по ЯНАО. – Анализ причин ДТП с участием этого вида ТС не дает заблуждаться: зачастую аварии происходят из-за рискованного поведения их водителей, которым свойственно резкое изменение направления движения.

    Наиболее распространенные нарушения ПДД, допускаемые водителями мототранспорта, в том числе скутеров, – нарушение скоростных режимов, неиспользование мотошлемов, управление транспортом лицами, не имеющими такого права, неподчинение сигналам регулирования, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, нарушение правил проезда перекрестков.

     

    ПЕРВАЯ ЖЕРТВА

     

    Аварийные сюжеты с участием несовершеннолетних экстремалов (до 16 лет включительно) похожи. В прошлом году таких было четыре. Юный снегоходчик совершил ДТП в Пуровском районе, «зеленый» мотоциклист – в Шурышкарском. Скутеристы усугубили статистику окружной столицы: в одной аварии пострадал не только водитель, но и его пассажир. Итого за год – пять раненых.

    Недавняя авария в Салехарде, потрясшая трагическими последствиями, четвертая по счету. И первая со смертельным исходом. Предшественники просто оказались везучее. Это парочка подростков 13 и 15 лет в Губкинском. В Муравленко на скутер уселось сразу трое: 16-летний юноша поменял на двухколесную мечту свой планшет и взял прокатить с ветерком двух девчонок 14 и 15 лет. Часа не прошло, как полиция мчалась к месту происшествия – веселая компания обрела черепно-мозговые травмы, сотрясения и прочие «радости» скоростного удальства.

    На этой неделе беда потянула за собой салехардских мальчишек… Четыре, произошедших к сегодняшнему дню на Ямале ДТП с малолетними сорвиголовами, закончились тем, что семь (!) человек травмировано, один погиб… А в четверг, 25 июля, на дорогах окружной столицы появилась очередная жертва скоростей – мотоцикл «Хонда» около 10 часов вечера влетел в уазик, 25-летний водитель байка разбился насмерть.

    А летний сезон минул лишь наполовину.

     

    ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

    Сезон упущенной безопасности. Последний?

    Маленький, верткий, подвижный, непредсказуемый – в седле и под седлом.

    Мальчишка и скутер в сочетании друг с другом несут двойную угрозу, создатели которой – родители, когда случится беда, будут рвать на себе волосы, проклинать белый свет и тот день, когда поддались уговорам малолетнего сына и купили ему «игрушку» на колесах…

    Прошлой осенью на международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» легендарный детский хирург, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль взывал к россиянам:

    – Машина – это орудие убийства и самоубийства, а каждый человек, получающий права, должен это осознавать. Я бы вывесил это предостережение в каждой автошколе, так как за рулем уже 65 лет. Эти сорванцы без шлемов и прав порой лавируют в потоке так безбашенно, что в лучшем случае оказываются в нашем институте. Скутер ездит быстро и непредсказуемо. Недавно в Москве столкнулись два скутера – три подростковые смерти… Родители, одумайтесь: не покупайте своим детям скутер! Этот мопед – убийца!

    Его услышали и наконец-то опомнились… законодатели. Они, прежде согласившиеся приравнять скутер к велосипеду, хотя по скоростным и иным характеристикам он ближе к мотоциклу, в апреле 2013 года изменили ФЗ «О безопасности дорожного движения». Среди прочих новшеств постановили, что водители скутеров и мопедов до 50 кубов должны получать права категории М, а управление той же техникой, но от 50 до 150 кубов потребует прав категории А1. Возраст в обоих случаях – с 16 лет.

    Только вот незадача – поправки эти имеют «отложенный» срок действия. Они заработают лишь 5 ноября, когда в стране выпадет снег, а Ямал так и вовсе заметет, и скутеры, миновавшие трагической участи, их юные хозяева попрячут до будущего сезона. Это «сезонное» упущение один из депутатов ГД РФ, зампредседателя Комитета по транспорту Госдумы Сергей Тен пытался ликвидировать в июне. К тому моменту в столице произошло более 300 аварий с участием скутеров, в которых погибло свыше 25 человек. «Движение автомобилистов России» вообще заявило о необходимости ввести мораторий на движение скутеров. Но так ничего и не изменилось.

    Ямальских стражей дорожной безопасности отсрочка тоже угнетает. «До того, как новшества начнут действовать, необходимо разработать механизмы их реализации, это процесс не одного месяца», – поясняют в УГИБДД УМВД России по ЯНАО. Сейчас их действия всё еще ограничены: «полтинники» не требуют ни регистрации, ни техосмотра, ни водительского удостоверения.

     

    В ТЕМУ

    Родители игнорируют «панцирь» безопасности

    В Новом Уренгое скутеры нашлись только на рынке. Управляющая магазином экстремальной техники Вера Луцук рассказала, что торговля скутерами ведется с мая по октябрь, приезжают за ними не только местные, но и жители Коротчаево, Лимбяяхи, поселков Уренгой и Пангоды. Несмотря на широкую географию спроса, в этом году объемы продаж скутеров упали.

    ­

    – Это связано с ужесточением правил вождения транспортом данной категории. Мы предлагаем скутеры китайского производства, цена невысокая – от 35 до 50 тысяч рублей. Покупают их не только мужчины для себя. Родители берут детям, чаще всего в подарок ко дню рождения.

    Обычно приобретают и шлем. Однако полный защитный комплект, в который, помимо шлема, входят налокотники, наколенники и «панцири» – защита груди и спины, хотя мы и рекомендуем, спросом не пользуется. Разве что у опытных мотоциклистов.

     

    Шлем берут только для отвода глаз гаишников

    Девятнадцатилетний Сергей Пилипко из Пангод четыре года водит мопед. Утверждает, прежде чем сесть за руль в 15-летнем возрасте, сдал экзамен отцу.

    Водит аккуратно, правила соблюдает. Кроме единственного падения по неосторожности, его водительский стаж не запятнан авариями. А вот манера вождения некоторых скутеристов, в основном несовершеннолетних, его лично «бесит до безумия, потому что из-за этого всех двухколесных на дороге не уважают». Тем не менее Сергей способствует тому, чтобы число скутеристов росло, как начинающий предприниматель, он посредничает пангодинцам в приобретении скутеров.

    – К вам обращаются лица моложе 16 лет?

    – Обращаются, еще как. В таком случае договор купли-продажи заключается с родителями, а там уж их дело, что с мопедом делать. Думаю, что и до 16-ти лет ездить можно, но с головой на плечах. А если таковой не имеется, то и в 20 не появится.

    – Сколько среди покупателей, на ваш взгляд, родителей, которые покупают транспорт для несовершеннолетних?

    – Шесть-семь из десяти. Но недолго осталось. Скоро вводят категорию А1 и М, тогда на дорогах станет меньше шумоголовых школьников.

    – Вы как-то акцентируете внимание покупателей на безопасности?

    – Безусловно. В продаже имеются шлемы, которые зачастую идут в подарок с мопедом. Кстати, когда пытаюсь объяснить клиентам, что в шлеме безопаснее ездить – НЕ ПОНИМАЮТ. А как только говоришь, что одетый на голову водителя шлем в разы уменьшает вероятность того, что сотрудники ДПС остановят ребенка, берут моментально.

    – Много ли на дорогах Пангод несовершеннолетних за рулем скутера? Что бы вы сказали им и их родителям, выкладывающим от 22 до 40 штук за опасную «игрушку»?

    – Очень много, процентов 60, наверное, а сказать... Запрещать ездить не вправе. Поэтому прошу перед покупкой подумать: насколько дисциплинированный ребенок, как будет вести себя на дороге? Если уж купили, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ: заставить выучить правила и сдать экзамен, провести воспитательную беседу и присмотреть за ним первое время, а в случае чего – конфисковать транспорт и закрыть под замок.

     

    ВАЖНО!

    Вручая ключ от скорости, не забудьте про мозги

    Правоохранители призывают родителей не делать подросткам, не имеющим права управления, опасных подарков в виде мопеда (скутера) или мотоцикла. А любителей мототранспорта просят не забывать о мерах безопасности и правилах дорожного движения.

    «Выехав на дорогу на двухколесном транспортном средстве, вы становитесь полноправным участником дорожного движения со своими правами и обязанностями», говорится в обращении ОГИБДД ОМВД России по г. Салехарду. Какие требования жизненно важны?

    Водитель, пассажир мотоцикла, мопеда (скутера) обязан быть в застегнутом мотошлеме.

    В светлое время суток на мотоцикле и мопеде (скутере) всегда должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни.

    Водителю мопеда запрещается:

    – перевозить пассажиров, за исключением случаев, когда это предусмотрено конструкцией ТС;

    – ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам.

    За нарушение водителей мотоциклов и мопедов ПДД ждет административная ответственность. Вот некоторые ее примеры:

    – За управление мототранспортным средством с рабочим объемом двигателя, превышающим 50 кубических сантиметров, не зарегистрированным в установленном порядке, на водителя налагается штраф в размере от 300 до 800 рублей.

    – Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД, влечет административное наказание в виде предупреждения или 100 рублей штрафа.

    – За управление мотоциклом либо перевозку на нем пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами на водителя налагается штраф в размере 500 рублей.

    – За управление мототранспортным средством лицом, не имеющим права управления, штраф составит 2500 рублей.

     

    РЕПЛИКА ПО ПОВОДУ

    Ольга Попова, инспектор пропаганды безопасности дорожного движения Новоуренгойского ГИБДД:

    – В городе не так много обладателей скутеров. Аварий с участием скутеристов в этом году не зарегистрировано. Чаще всего в сводки попадают мотоциклисты.

     

    Синдром безответственности пап и мам

    Почему родители несовершеннолетних покупают ребенку мопед или скутер, то есть, по сути, сознательно идут на преступление?

    За ответом «КС» обратился к Наталье Лихтиной, и.о. директора Новоуренгойского центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи.

    – Версий несколько. Первая – дорогим подарком родители пытаются компенсировать недостаток внимания. Ведь большинство из них работают вахтовым методом или имеют ненормированный рабочий день, что создает дефицит общения с ребенком.

    Вторая – гиперлюбовь. Многие семьи имеют единственного ребенка. Замечено: в случае, если это сын, средств на исполнение детских желаний, как правило, тратится больше, чем на девочку. Чаще всего именно современные мамы демонстрируют сильную привязанность к сыновьям, балуют их безгранично, тем самым развивая инфантилизм и безответственность.

    Третья – постсоветский синдром. Родители, воспитанные во времена тотального дефицита СССР, сейчас, в эпоху потребительского бума, реализуют на детях сокровенные мечты: «У меня не было, пусть мой сын имеет всё!»

    Найдутся и другие объяснения. Но определяющим является, на мой взгляд, финансовое благосостояние. Появились приличные доходы, появились дорогие покупки. Число машин растет на дорогах с каждым годом, посмотрите, в ямальских городах уже наблюдаются заторы. То же и со скутерами.

    Конечно, можно говорить и о том, что родители плохо информированы об авариях на скутерах. Стремительный деловой ритм, мол, не дает им возможности следить за новостями. Восполнить этот вакуум можно было бы распространением в местах продаж экстремального транспорта плакатов, предупреждающих об ответственности, об его опасности и высоком травматизме езды на нем. Но, с другой стороны, причины «не знал, не ведал» выглядят несостоятельными для взрослого человека, уже имеющего счастье быть родителем, но так им и не ставшим.

     

    Камиля Топаллер,ks.topaller.ru@yandex.ru

    Надежда Хабаза, ksnur_89@mail.ru

    Татьяна Чернявская

    29.07.2013

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика