12...14°C

Авторизация
16+
  • Как чум превращается в деревянную избу

    13.07.2013 02:00:27

    Как чум превращается в деревянную избу
    Тундровики Тазовского района оставляют исконные условия жизни в обмен на более комфортные.

    Панорама межселенных территорий Тазовской тундры в отдельных местах может совсем лишиться традиционных чумов – им на смену выросли дома.

     

    Индивидуальное жилье возводится для тех, кто проживает вдали от сельских поселений. По сути, это та же деревянная изба, только в современном исполнении.

    Построено  29 домиков, их уже обживают, преимущественно многодетные  семьи. Среди владельцев в основном рыбаки ООО «Тазагропромрыба».

    На днях брус и материалы для внутренней отделки помещений завезли на фактории 5–6. Тут самое большое рыбоугодье предприятия, постоянно проживает около четырехсот человек. Большинство из них нуждается в улучшении жилищных условий.

    Как сообщил директор «Тазагропромрыба» Сергей Саньков, «строительство ведется по принципу: где чум стоит – там ставят дом». Общая площадь домика около 60 квадратных метров плюс пристройки – получается довольно солидное хозяйство. Отопление печное.

    Что касается электроэнергии, то пока новоселы полагаются на свои автономные генераторы. В будущем, уверяет директор рыбозавода, решится вопрос централизованного электроснабжения.

    По словам Дмитрия Михайлова, заместителя генерального директора ООО «Газпром добыча Ямбург», вложившего в стройку львиную долю средств, за лето на песках планируется построить четыре дома. Одно строение обходится примерно в два миллиона рублей.

    – К планомерной замене чумов на деревянное жилье наши рыбаки, представители коренных малочисленных народов Севера, вначале отнеслись скептично, – подчеркивает Сергей Саньков. – Однако, как только прошли первые новоселья и люди поняли, насколько стало удобнее, отношение поменялось. Сейчас у меня лежит около шестидесяти заявлений от желающих заехать в брусовой дом.

     

    Эдман Неркаги, председатель окружной ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!»:

    – У меня двоякое отношение к данной ситуации. Ведь, с одной стороны, мы стремимся сохранить традиционные ценности коренных малочисленных народов Севера. И  чум, пожалуй, самый главный символ образа жизни, доставшегося нам от предков.

    С другой стороны, если человек по каким-либо причинам уже не может кочевать, то проживать в доме, конечно, удобнее.

     

    Владимир Ганчерко

    utrennii@mail.ru

    Фото из личного архива Константина Кокова

    13.07.2013

     


  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика