9...11°C

16+
  • Как покончить с очередями на паромной переправе?

    15.03.2012 02:44:34

    Как покончить с очередями на паромной переправе?

    Эксперты предлагают ввести новые правила, которые увеличат пропускную способность переправы на пятьдесят процентов.

    Это только кажется, что до предстоящей навигации далеко. А на самом деле  рукой подать, всего три месяца.

     

    Обь, разделяющая два ямальских города – Салехард и Лабытнанги, сейчас стоит замерзшая, сдавшись под натиском морозов, и не создает никаких препятствий для желающих перебраться на другой берег. Но как только вскроется лед, единственной связью между двумя городами снова будут паромы.

     

    В прошлом году паромная переправа проходила по новым правилам – для основной массы жителей двух городов проезд стал бесплатным. Деньги платили только те, кто перебирался через реку на грузовиках. Совершенно предсказуемым стал итог: поток и пассажиров, и автомобилей возрос почти в три раза. Как следствие – очереди и недовольство автовладельцев. Предложений от постоянных пассажиров парома в департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа поступило великое множество. Большинство из них сводились к тому, чтобы разделить потоки транспорта – грузовые и легковые, чтобы организовать возможность выбора – ехать бесплатно, но при этом быть готовым постоять в очереди, либо ехать за деньги – быстро и с комфортом. Как это сделать технически при существующих особенностях реки и контуров берегов задумались и чиновники, и речники.

     

    Один из вариантов решения проблемы – схему безопасной организации паромной переправы между Салехардом и городом Лабытнанги – предложили специалисты водного транспорта из другого города на Оби – Новосибирска. Характер этой северной реки им знаком не хуже, чем ямальцам.

     

    «При сильных течениях во время ледовых явлений – весной при ледоходах, осенью при прохождении шуги и льда – безопасность маневрирования флота и его стоянки в бухтах-убежищах намного выше, – рассказывает научный сотрудник Новосибирской академии водного транспорта Сергей Масленников. – Здесь нет сильного ветра, который может повредить паром или существенно затруднить управление им. Но для создания таких небольших бухт нужно проделать серьезную работу, и касается она, прежде всего, расширения акватории в районе оголовков, к которым причаливают суда».

     

    Подходы к берегу (именно их профессионалы и называют оголовками) должны быть удобны не только для паромов, но и для подъезжающих машин, и для пеших путешественников. Со стороны Лабытнанги пока говорить об удобстве сложно. Коса, к которой причаливали паромы в прошлые сезоны навигации, слишком длинная. Дождь, снег, ветер – в любую погоду пешеходам приходится добираться довольно далеко. «Здесь есть возможность сделать оголовок для погрузки людей и легкового транспорта недалеко от существующего контрольно-пропускного пункта, для грузового транспорта – чуть дальше. Главное преимущество этой схемы – погрузка на паромы и их разгрузка могут происходить в бухте в течение всего сезона навигации, влияние негативных погодных условий – сильного ветра, шторма – будет значительно снижено», – отмечает Масленников.

     

    Над подходом к салехардскому берегу тоже можно поработать – в районе поймы убрать определенное количество грунта. Так образуется залив, в котором с легкостью смогут маневрировать теплоходы. Опять же для автомобилей было бы проще: дальний подъезд для грузовиков, ближний – для легковых авто и пассажиров, причем последний можно и заасфальтировать, чтобы люди могли ходить пешком без затруднений в любой сезон.

     

    Как считают эксперты, бухты могут помочь в решении сразу нескольких насущных вопросов. Подходы к берегу станут не только безопаснее, но и просторнее. Это, в свою очередь, даст возможность разделить потоки грузового и легкового транспорта. Водителям легковушек не придется ждать, когда грузовик развернется и с трудом заедет на паром. А значит, и время ожидания в очереди станет меньше. Предварительные расчеты показывают – при разделении потоков можно увеличить пропускную способность переправы на пятьдесят процентов. В таком режиме пробок у реки не будет еще лет пять.

     

    По мнению научного сотрудника Новосибирской академии водного транспорта, в случае разделения потоков даже цвет паромов может измениться, к примеру, оранжевыми будут специальные баржи для легковых авто, желтыми – для грузовиков с песком, щебнем и бетоном. Тут точно не перепутаешь. Грузовые паромы еще и технически будут отличаться – в этом случае палубу подкрепят специальным металлом, чтобы не повредить аппарель и не продавить паром.

     

    «Чтобы увеличить пропускную способность переправы, нужны работы не только на воде, но и на суше. Комплексный подход – основное условие, при котором переправа может стать лучше. Подъездные пути неплохо было бы расширить – до четырех полос на КПП, досыпать оголовки и заасфальтировать территорию. Нужны павильоны для людей, можно развить инфраструктуру, даже вплоть до того, чтобы облагородить территорию клумбами. Можно подумать и о том, чтобы одеть Обь в гранит, устроить набережную для прогулок на радость ямальцам», – рассуждает Сергей Масленников.

     

    Но все эти новаторские предложения, безусловно, будут зависеть от финансирования отрасли и потребностей жителей.

    Альтернативой создания бухт и расширения имеющихся оголовков может стать обустройство причалов в других местах, чуть дальше от существующих. Однако это более затратный процесс. «Чтобы организовать причал в другом районе реки, необходимо выкопать очень большой канал. Плюс работы по отсыпке оголовков, их благоустройство, подъезды, – отмечает Масленников, – это еще одно техническое решение, которое  позволит увеличить пропускную способность паромной переправы».

     

    Но каким бы ни было решение – создавать новые подходы или облагораживать существующие, главные вопросы всегда будут касаться даже не производства работ, а формальностей. Только отведение земли, на которой, возможно, развернется всё действие, может занять около года. А это всё дальше отодвигает нас от комфортных перевозок.

     

    -------------------------------------------------- 

    Мнение директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Дмитрия Александровича Варакина:

    – Безусловно, вопрос о том, как должна дальше развиваться паромная переправа между городами Салехард – Лабытнанги, назрел и требует решения. С каждым годом увеличивается поток машин и пассажиров.

    Необходима комплексная программа развития паромного сообщения. Сроки строительства моста – как железнодорожного, так и автомобильного – пока остаются открытыми. И до этого момента каким-то образом организовывать сообщение необходимо. Причем исходя из требований безопасности и стремления сделать перемещение из одного города в другой комфортным для пассажиров.

    Сейчас департамент готовит техническое задание на проектирование благоустройства мест причаливания паромов. В этой работе мы ориентируемся на пожелания жителей, которые они высказывают, обращаясь в департамент письменно или на личных приемах, и учитываем мнение экспертов по организации речных перевозок. Ведь важно принять правильное решение и сделать так, чтобы обновленная переправа отвечала сразу нескольким требованиям: обеспечение безопасности для пассажиров и транспорта, увеличение пропускной способности, снижение влияния негативных погодных условий и повышение комфорта перевозок.

     

    Елена Малышкина

    15.03.2012

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика