13...15°C

Авторизация
16+
  • «КС» познакомился с воздушным пожарным

    05.08.2013 12:45:42

    «КС» познакомился с воздушным пожарным

    Борт «Ил-76ТД», прибывший в Салехард для борьбы с огненной стихией, нечасто принимает журналистов. И это лишь разжигает желание увидеть изнутри самый большой в мире пожарный «бомбардировщик». Корреспонденту «КС» такая возможность представилась!

     

    Началось всё со звонка позавчера вечером. Ведь – сделаю отступление – фотокоры у нас вынужденно отсутствуют, а важные поводы, о которых надобно не только писать, продолжают появляться. В общем, узнав, что в аэропорту окружной столицы на следующий день состоится Событие (именно так воспринималось приглашение), я вспомнил, наконец, зачем ежедневно таскаю на работу рюкзак с аппаратурой.

     

    НАДО – ЗНАЧИТ НАДО

     

    Утро началось с суматохи. Мчусь в аэропорт. Что произойдет, всё еще неясно. Но прихожу к выводу, что дело как-то связано со стоящим на аэродроме эмчеэсовским «Ил-76ТД». Впервые в голову закрадывается предположение: полет?

    Выезд на взлетное поле подтверждает это. «Николай Каманин» во всей красе – самолет носит личное имя в честь второго по общему счету Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации.

    «А вы летите?» – слышу вопрос и понимаю, что он адресован мне.

    Всё смешалось в голове корреспондента: и день сдачи номера, и ждущее новостей начальство, и недоделанный прогноз погоды…

    «Надо лететь, такой шанс раз в жизни бывает», – говорит губернатор, который отправляется на облет территории.

    Решение принято. По приставной лестнице поднимаюсь с остальными пассажирами на борт.

    Палуба у пожарного самолета, строго говоря, одна, но кабина пилотов вынесена на уровень выше, за ней располагаются немногочисленные – всего четыре – свободные кресла. Как раз хватает на всех – к полету присоединился и глава Пуровского района Евгений Скрябин, прибывший в Салехард в командировку. Взлетаем. Конечная точка полета – в Приуральском районе. Самолет наведывается сюда последние несколько дней, уже ликвидировал пожар площадью 2900 гектаров.

     

    И ВШИРЬ, И ВГЛУБЬ

     

    Дребезжат, болтаясь, какие-то приборы, подключенные к паутине проводов. Всё штатно: они установлены на амортизаторах. Самолет набирает высоту, появляется возможность заглянуть в кабину к четырем членам экипажа. Аркадий Бессонов, главный ямальский спасатель, рассказывает о самолете – тот может распылить больше сорока тонн полосой шестьсот метров в длину и восемьдесят в ширину, при этом количества воды хватает, чтобы пропитать почву на пятнадцать сантиметров вглубь. Евгений Скрябин изучает приуральские пейзажи внизу. Я оглядываюсь по сторонам и стараюсь не зацепить случайно какой-нибудь переключатель, которых тут сотни, и не мешать экипажу.

    Пролетаем несколько совсем небольших очагов – отсюда, говорит начальник ямальского МЧС, и тянет опять в Салехарде дымком – в поисках более крупных. Наконец снижаемся в первый раз. Никакой «отдачи» при сбросе воды не ощущается, и вообще тяжелая машина в полете ведет себя очень ровно. Был ли вообще сброс?

     

    РЕКОРДЫ НА ЗАПРАВКЕ

     

    И вот второй подход. Под протестующие возгласы системы безопасности «Пятьдесят! Пятьдесят!» «Ил» снижается до указанной высоты. Снизу, из остекленной штурманской кабины в самом носу самолета, видно, как под ним проносятся макушки деревьев. В трюме, где практически всё место занимают здоровенные танки с водой, сейчас шумно и свежо – люк в хвосте самолета опустился вниз, открыв два «сопла» водосброса. «Николай Каманин» избавляется от воды и, заложив крутой вираж, летит обратно в аэропорт для заправки.

    Водой, как позже я узнал в ямальском ГУ МЧС, самолет «поят» две пожарные автоцистерны и две водовозки. И бьют при этом рекорды. Аркадий Леонидович информирует: когда он на днях отчитался наверх, что баки заправили водой за семь минут, ему попросту не поверили, – обычно на это нужно минут двадцать.

    Всего, сообщает ямальское управление МЧС, самолет, прибывший в Салехард в понедельник, успел совершить 19 вылетов на пожары, сбросив на очаги огня в общей сложности почти 800 тонн воды.

     

    ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

    Самое сложное позади

    По информации ямальского управления МЧС, огонь отступает. По данным на 2 августа, в округе продолжалось 49 природных пожаров на площади более 2,3 тысячи гектаров, – площадь, охваченная огнем, уменьшилась с прошлой недели почти вдвое.

    При этом за четверг в регионе возникло 57 новых очагов пожаров, а ликвидировано 52 пожара на площади более 11 тысяч га, еще пять локализовано. В целом, уверены спасатели и пожарные, самое сложное позади. Это было озвучено и на заседании штаба комиссии по предотвращению и ликвидации ЧС.

    – Группировка позволяет держать ситуацию под контролем и тушить своевременно как возникающие пожары, так и те, для борьбы с которыми нужно было больше людей. Наладили нормальный мониторинг, начали доводить объективную ситуацию, формировать планы ежедневно, – говорит Вячеслав Дробышев, руководитель департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу. – Потребовалось несколько дней, но теперь работа полностью выстроена.

    Напомним, в работах по охране лесов от пожаров задействовано 765 человек, из них по обеспечению – 131 человек. Непосредственно на тушении работает 634 специалиста: 388 сотрудников Ямалспаса, а также 246 привлеченных, в том числе 96 пожарных десантников Тюменской и Свердловской авиабаз, 132 специалиста ФБУ «Авиалесоохрана» и 18 работников противопожарной службы автономного округа и Ноябрьского лесхоза. Общая ситуация с природными лесными пожарами на Ямале находится под контролем. Угрозы населенным пунктам и объектам экономики нет.

     

    Данил КОЛОСОВ

    kdv-ks@mail.ru

    05.08.2013

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика