7...9°C

16+
  • На Ямале ищут пути наладить безопасные переправы в межсезонье

    30.11.2011 03:36:32

    На Ямале ищут пути наладить безопасные переправы в межсезонье

    Ямальские власти решили ударить административным ресурсом по стихийным переправам: не только пресечь самовольный выезд на неокрепший лед, но и организовать по нему безопасное движение. Ежегодно весной и осенью в округе тонут машины и люди, муниципальные власти пытаются решить проблему запретами, но местное население выходит на ломкий лед, обходя и эти запреты, и полицейские патрули.

    Кто виноват в сложившейся ситуации и как быть,  решали участники очередного заседания КЧС в Салехарде.

     

    ХРОНИКА ТРАГЕДИЙ

     

    Первыми жертвами этого сезона стали дети. 27 октября двое маленьких жителей Катравожа (мальчик 2000 г.р. и девочка 2002 г.р.) гуляли по неокрепшему льду Соби. В пятнадцати метрах от берега они провалились в ледяную воду. Единственный взрослый, услышавший их крики о помощи, устремился к ним с автомобильным тросом, но не успел. Оба ребенка погибли. А 12 ноября близ Горнокнязевска под лед ушел «Буран», один человек утонул. Через восемь дней – еще одна трагедия: в 19 километрах вниз по течению от Аксарки затонула «Нива». Два пассажира сумели спастись, один – нет…

     

    По мнению Игоря Булаева, директора департамента гражданской защиты и пожбезопасности ЯНАО, многих жертв можно было бы избежать. Он напомнил, что в соответствии с действующим законодательством мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах находятся в ведении муниципальных властей. Последние наделены широкими полномочиями, в том числе по составлению административных протоколов на граждан, нарушающих различные запреты.

     

    – Тем не менее органы местного самоуправления этим вопросом почти не занимаются, – посетовал на заседании КЧС Игорь Валерьевич. – Нередко они ограничиваются изданием актов о запрете выхода на лед.

     

    Рассказал докладчик и о положительном опыте. С 7 ноября, когда переправу Салехард – Лабытнанги сковал лед, на берегу было организовано совместное дежурство сотрудников департамента и полиции. Первые составляли протоколы на нарушителей запрета выхода на лед, вторые – штрафовали водителей трэколов и снегоходов за незаконное предпринимательство. Однако эта идиллия продлилась недолго. 12 ноября (вероятно, из-за какой-то поломки) легальные перевозки на переправе осуществляло только одно судно на воздушной подушке. Его вместимость – 10 человек, а желающих попасть на борт, по словам Игоря Булаева, было человек 50–70, причем в основной массе женщины и дети. Продрогшие на ветру люди недолго мучились сомнениями и массово устремились к нелегальным перевозчикам.

     

    – Остановить людей в таком разъяренном состоянии уже не было никакой возможности, – резюмировал докладчик.

     

    КОГДА НЕПОГОДА СИЛЬНЕЕ ЗАПРЕТОВ

     

    Вот и выходит, что налаженная было схема взаимодействия чиновников и полицейских функционировала лишь в тепличных условиях мягкой погоды, которая, впрочем, совсем не характерна для Крайнего Севера. А чуть похолодало, задул ветерок, и проявилась другая проблема, без решения которой безопасную переправу между двумя городами не наладить. О ней председательствующий на КЧС заместитель губернатора ЯНАО Алексей Булаев говорил с возмущением в голосе:

     

    – Что мешает развернуть на обоих берегах для ожидающих переправы пассажиров отопляемые палатки?

     

    Кто-то возразил, дескать, пассажирам разрешается греться в балке для охранников.

     

    – И сколько человек в нем одновременно может разместиться? Человек десять? Я хочу услышать предложения, как добиться того, чтобы люди не испытывали лишения в ожидании переправы. Тем более среди них есть и больные, направляющиеся в окружную поликлинику, и те, кто едет в Салехард к нам за той или иной справкой. А мы элементарно не можем избавить их от вполне преодолимых препятствий…

     

    И вывод:

     

    – Создадим нормальные условия для переправы, народ не пойдет искать обходные пути…

     

    В ходе обсуждения выяснилось, что больших палаток, «которые разворачиваются штабами МЧС», в наличии нет, есть только шести-, восьмиместные, которые используются при тушении лесных пожаров…

     

    Здесь стоит отметить, что местное население нарушает запреты муниципальных властей и ступает на тонкий лед не только между Салехардом и Лабытнанги. Так происходит и на остальных территориях. Хуже всего обстоят дела в Приуральском районе, где, по словам Ивана Сакала, первого заместителя главы администрации этого муниципального образования, с начала года погибли восемь человек. И это несмотря на многочисленные предупреждения, включая газетные публикации и профилактические передачи на местном телевидении. Близ возможных переправ выставлены предупреждающие знаки, но, по словам докладчика, потенциальные нарушители могут выехать на лед в любом месте и игнорируют запреты. Именно так случилось этой осенью, когда водитель внедорожника попытался на скорости пройти по середине Оби. Там очень тонкий лед, и машина ушла на дно.

     

    «Очень сложно разрабатывать какие-либо мероприятия «на дурака», – подвел итог своим словам Иван Иванович.

     

    СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНЫЕ МАРШРУТЫ

     

    Были и иные мнения. К примеру, говорилось о том, что основная масса нарушителей запрета следует не абы где, а по накатанным путям, в том числе там, где каждый год прокладываются ледовые переправы. В связи с этим на период межсезонья было предложено перекрыть хотя бы эти направления сотрудниками полиции и представителями муниципальных властей.

     

    Между тем, по словам представителя Приуралья, закон ЯНАО, наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по установлению должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, не работает! Якобы он грешит «конкретными противоречиями». Правда, при этом осталось за кадром, как же в таком случае этот закон применялся на переправе Салехард – Лабытнанги?

     

    Обобщая прозвучавшие на КЧС доклады, можно выделить их общую черту: представители муниципальных властей отчитываются по факту запретительных мероприятий. Они издали постановления о запрете выхода на лед, объявили об этом народу, а кое-где и оштрафовали энное число нарушителей. Но если в Пуровском районе, по словам докладчика, все возможные пути несанкционированного выезда на лед перекрыты, то в Приуральском районе иная ситуация.

     

    По этому поводу председательствующий на заседании КЧС Алексей Булаев сказал:

     

    – Меня поражают слова «действует постановление»! Действуют люди и организации… Вы издали постановление, положили себе его в стол и думаете, что оно начнет действовать? – обратился он к первому заместителю главы МО Приуральский район.

     

    Алексей Булаев несколько раз заострил внимание присутствующих, что по каждому факту гибели людей на  переправах будут отправлены соответствующие запросы в прокуратуру. По итогам проверок ряд чиновников может понести наказание. Помимо этого, заместитель губернатора потребовал от администрации Приуральского района проинформировать КЧС о том, что будет сделано к весне следующего года для обеспечения безопасности на переправах и сколько денег заложено на эти мероприятия. С учетом прозвучавшего на КЧС можно предположить, что районные власти, помимо прочего, организуют закупку техники для безопасных переправ в период межсезонья.

     

    Итак, по итогам минувшего заседания КЧС решено не просто перекрыть постами наиболее опасные направления. «В этих постах обязательно должны находиться комплексные бригады, которые смогут вовремя отреагировать на какое-либо происшествие», – сказал Алексей Булаев.

     

    Андрей БАЛАНДИН

    30.11.2011

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика