9...11°C

Авторизация
16+
  • Почему дороже то, что дешевле?

    23.05.2012 03:55:55

    Почему дороже то, что дешевле?

    Пример из окружной столицы: как закон о госзакупках вредит эффективности бюджетных расходов.

    Зачем государство совершает конкретную закупку, какой результат намерено получить, а главное, насколько эффективно расходуются триллионы бюджетных рублей?

    На эти «сущностные вопросы» тогда еще премьер-министра Владимира Путина, прозвучавшие 23 апреля на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития, действующий закон о госзакупках не отвечает. Требования закона зачастую препятствуют участию в тендерах действительно профессиональных и надежных компаний, экономия выходит мнимой, а качество товаров и услуг оказывается низким. «…В итоге наших граждан не устраивает состояние наших дорог, питание в детских садах, качество ремонта в учреждениях здравоохранения и образования, – сетовал Путин, – а ведомства подчас закупают вещи, которые не являются, мягко говоря, вещами первой необходимости для ведения административной работы…»

     

    Наверняка, сейчас в знак согласия с главой государства кивают сотни тысяч человек. Это те, кто уже несколько лет беспристрастно наблюдает за «эффективным» действием ФЗ-94 и никак в толк не возьмет: отчего наши законы заставляют нашу рыночную экономику исповедовать совсем не рыночные принципы?..

     

    Живой и свежий пример подсказали салехардцы. Они заметили: водители, работающие в администрации города, поят служебных стальных коней бензином на автозаправке «ЛУКОЙЛа», где топливо зримо дороже, а качество – не сказать, чтобы сильно отличалось…И сообщили о наблюдениях в редакцию.

     

    Пришлось «КС» выяснять, переплачивает администрация Салехарда за топливо или нет. Наш фотокор отправился в турне по заправкам окружной столицы. И подтвердил: цена лукойловских бензина и соляры заметно выше, чем у конкурентов. Как же так?

     

    СОЛО  НА  ТОРГАХ

     

    benzin

    В мэрии к нашему любопытству отнеслись с пониманием. Открещиваться не стали: с компанией действительно заключен квартальный договор на поставку топлива.

     

    – «ЛУКОЙЛ» вышел на торги один, хотя мы в соответствии с ФЗ № 94 направляли приглашение на участие и «Роснефти», и «Ямалгосснабу». Больше никто не отозвался, – объяснил «КС» Евгений Лосев, начальник управления муниципального заказа и торговли.

     

    – В таком случае процедура не стала недействительной?

     

    – Нет. Запрос котировочных цен – это не конкурс, где учитываются лучшие условия исполнения контракта. Роль играет только цена. И если заявку подал единственный участник, с ним и заключается контракт (уточним, что торги на второй квартал прошли уже в формате открытого аукциона. Впрочем, закон всё равно предусматривает возможность заключить с единственным участником аукциона договор по максимальной стоимости контракта. – Прим. авт.).

     

    – При этом если участник или несколько участников выставляют более высокую цену, чем действующая на рынке, с этим ничего нельзя сделать?

     

    – Если цена выше той, которую указали мы, то они снимаются с торгов.

     

    – А если укладывается в ваши параметры, но при этом можно найти дешевле?

     

    – Но ведь участники с более низкими ценами не стали участвовать в торгах. Да, в этом случае деваться некуда, – констатировал начальник управления.

     

    Стоимость литра топлива на торгах не учитывается, добавил Евгений Алексеевич. Администрация просто публикует спецификации по требуемому количеству и назначает рассчитанную, исходя из рыночных условий, максимальную цену. За подробностями собеседник предложил обратиться на общероссийский портал госзакупок.

     

    ЦЕНА  С  ЗАПАСОМ

     

    Пробираясь через дебри опубликованных на сайте заказов, узнаешь о жизни округа просто море интересного. Вот, например, Ямалу требуются тысячи халатов и меховых тапочек. Новому Уренгою нужны остановочные павильоны, сеяхинской школе-интернату – йогурты и прочие продукты питания.

     

    Но вот и интересующий нас заказ: поставка нефтепродуктов для нужд производственно-технического управления администрации Салехарда. Стоимость контракта (округлим по мелочи) – 1176 тысяч рублей. Объемы поставки, исходя из спецификации, – 15000 литров 95-го бензина, 20000 – 92-го и 4000 литров зимнего дизтоплива.

     

    Считаем и находим: то же самое по розничным ценам (они как раз не так давно поднялись), действующим сейчас на заправке, стоило бы 1100 тысяч рублей. Получается, бензин действительно обходится администрации дорого,  даже дороже, чем простым автовладельцам! Но почему, откуда взялась высокая цена контракта?

     

    Ответ содержится в том же документе, в обосновании стоимости заказа. В нем приведены коммерческие предложения от «Ямалгосснаба» и «Роснефти» с указанием конкретных цен на топливо. В соответствии с ними обеспечение административного транспорта горючкой действительно обошлось бы примерно в указанную сумму. Правда, цены, скажем, той же «Роснефти», указанные в документе, куда как выше реально установленных на заправке этой компании. Разница составляет от трех с лишним до пяти рублей за вид топлива.

     

    ВИНОВАТЫХ  НЕТ. КРОМЕ  ЗАКОНА

     

    Тогда почему компания пропустила привлекательный контракт?

     

    – Произошло это, очевидно, по причинам технически-административного характера, – прокомментировали в ОАО «НК «Роснефть-Ямалнефтепродукт». – Причин этих может быть несколько. Во-первых, как раз в указанные сроки у нас были кадровые перемещения, а новому сотруднику всегда нужно время, чтобы вникнуть в работу. Во-вторых, вполне возможно, что на тот момент мы не могли предоставить полный пакет необходимых документов. Вообще же компания не отказывается от сотрудничества, работает со многими городскими структурами, а объемы поставки, о которых вы рассказали, вполне в пределах возможного.

     

    Результатами своих изысканий «КС» поделился с начальником управления муниципального заказа.

    Ничего со всем этим не поделать, вздохнул Евгений Лосев. Потому что от процедур, предусмотренных ФЗ № 94, отказаться нельзя. Это создаст потенциально коррупциогенные ситуации и привлечет тем самым внимание уполномоченных органов.

     

    – В соответствии с законом предусмотрено заключение контрактов без проведения торгов – до ста тысяч раз в квартал на одноименные товары. Но за сто тысяч, сами понимаете, машины на три месяца не заправишь. А нарушишь – придут прокуратура, антимонопольщики, и им будет неважно, дорого мы купили бензин или дешево. Разбираться не будут: нарушили процедуру – накажут, – подвел итог небольшому расследованию «КС» начальник управления муниципального заказа.

     

    ПРОЩАЙ,  94-Й?

     

    Вот и пришли мы в тупик. Поставщик продает топливо по завышенным ценам, но он не виноват: сколько денег предложили, столько и взял. Администрация переплачивает за бензин и солярку, но и она не виновата: выставила за контракт ту цену, которую запросили другие поставщики, и против закона идти не может. А те запросить – запросили, но на торги выйти не смогли.

     

    Потери бюджета, между тем, исходя из нынешнего положения вещей, составили 76 тысяч рублей за квартал. Копейки, махнут рукой многие. А если спроецировать схему на все виды закупок, на всех госзаказчиков, которым ФЗ-94 выкручивает руки, да перевести в годичное измерение?..

     

    Владимир Путин надеется, что Минэкономразвития разработает «эффективную систему регулирования и контроля всех стадий госзакупок», а также «мониторинг исполнения и аудит контрактов – уже после завершения этих торгов».

     

    И за ведомством, которому эта задача поставлена с прошлого года, таки не заржавело. Уже известно: оскандалившемуся буквально с рождения ФЗ-94 жить осталось недолго – на смену торопится Федеральная контрактная система (ФКС). 2 мая документ одобрило правительство страны. Ожидается, что после небольшой доработки до 1 июля он будет внесен на утверждение в Госдуму. По информации «Российской газеты», ФКС может заработать полностью уже через год после принятия законопроекта. До тех пор будут действовать переходные положения.

     

    «КС» будет следить за тем, как новые правила приживаются на Ямале и отвечают ли они на вопросы, задаваемые не только первыми лицами государства, но и многочисленными простыми избирателями.

     

    Использована информация сайта: http://premier.gov.ru.

     

    Евгений Кузнецов

    23.05.2012

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика