7...9°C

Авторизация
16+
  • Шаг в профессию начинается из-за парты

    31.07.2012 12:54:45

    Шаг в профессию начинается из-за парты
    Лишь каждый четвертый выпускник поступает в технический вуз. Остальные сплошь видят себя гуманитариями…
     

     

    Перекос в профессиональном самоопределении молодежи уже бросается не только в глаза. Он бьет по экономике страны и региона – технарей не хватает, как глотка воды в знойный полдень.

     

    ПЕРЕКРЁСТОК ДЛЯ СЕМИКЛАССНИКА

     

    – На Западе работодатель приходит в школу и делает заказ на специалистов определенных профессий. У нас школа и работодатели в этом вопросе почти не пересекаются, позитивные примеры можно пересчитать по пальцам, – делится наблюдениями один из самых прогрессивных специалистов ямальской системы образования, директор Губкинской средней школы № 4 Тамара Полякова. Она давно и глубоко изучает опыт зарубежного образования, не раз делилась впечатлениями с читателями «КС».

     

    Идея создания в школе Центра управления карьерами подростков тоже завозная. Два года назад похожий проект обсуждался в Москве на семинаре директоров школ с «Роснефть-классами». И очень заинтересовал представителей администрации «Пурнефтегаза» и Губкинской средней школы № 4. Было решено за счет предприятия, шефствующего над школой, заказать московской фирме «Эффектон» (она сотрудничает с Минобразования) профориентационную компьютерную программу с учетом особенностей рынка труда Ямала и, в частности, Губкинского.

     

    – В принципе, в нашей стране сегодня нет системы мер, призванной помочь выпускнику выбрать профессию, – признает Тамара Полякова. – Поэтому мы взяли на себя функцию, не совсем свойственную общеобразовательному учебному заведению.

     

    С какого же возраста нацеливать юного человека на выбор будущей профессии? Губкинские энтузиасты решили: в седьмом классе в самый раз. И в прошлом учебном году ввели новый предмет «Шаг в профессию».

     

    Начало курса – диагностика. Координирует исследования психолог. В учебном ресурсном центре школы (популярный среди учеников кабинет № 213) установлены специальные ноутбуки. В каждом – программа с множеством тестов. Ребята сами выбирают, что хотели бы узнать о себе, компьютер выдает готовые результаты.

     

    КАК «ПОЩУПАТЬ» ПРОФЕССИЮ

     

    Когда самоанализ завершен, наступает время профессиональных проб. Как в кино. Только примеряют дети не роли, а профессии.

    – У нас заключены соглашения с десятью работодателями. В их числе «Пурнефтегаз» и 6-й Отряд федеральной противопожарной службы (шефы профильных кадетских и «Роснефть-классов»), городская больница, автоцентр, фотоателье и другие, – рассказывает Тамара Полякова. – Ребята объединяются в группы по профессиям. Эти группы мобильные. Кто-то может целый год приходить в детский сад, а кто-то сразу перейдет в другую группу, потому что в детском саду ему не понравилось.

     

    Главное тут – практика. К примеру, в больнице школьник знакомится с обязанностями медсестры: наблюдает за ее действиями, слушает ее пояснения. И трудится сам – выполняет отдельные поручения. Конечно, никто не допустит подростка к пульту управления добычей нефти. Зато для ребят открыт учебный центр «Пурнефтегаза», большое значение имеют экскурсии на предприятия и встречи со специалистами.

     

    – Цель проекта еще и в том, чтобы ребята узнали, какие специалисты востребованы на Ямале. За два года, 7-й и 8-й класс, они познакомятся с 24 рабочими профессиями. Вполне возможно, что к окончанию девятого класса часть учеников уже отдаст предпочтение какой-либо из них. Ведь сегодня многие рабочие профессии, особенно это касается «нефтянки», требуют высокой квалификации и компьютерной грамотности, – объясняет директор.

     

    ЗНАТЬ, ЧТО ЖДЁТ ЗА ПОРОГОМ

     

    В идеале уже к концу седьмого класса школьнику удастся определить свою профессиональную принадлежность, чтобы правильно выбрать классы предпрофильного обучения (8-й и 9-й). В 10-м классе наступает особая ответственность – учащийся выбирает профильный класс. Согласитесь, если ранее не попробовал себя в различных сферах, запросто можно ошибиться… А после подготовки ученик легко узнает, в каких учебных заведениях страны  можно получить заинтересовавшую его профессию, в том числе рабочую. Программа содержит данные по всем вузам и большинству колледжей России, а также банк данных рынка труда ЯНАО, который обновляется еженедельно.

     

    В мае проект «Центр управления карьерами подростков» занял первое место в городском конкурсе «Лидер инноваций» в номинации «Лучший инновационный проект в сфере образования». И будет совершенствоваться дальше.

     

    Впереди разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей в соответствии с их способностями и желаниями. В новом учебном году в штатном расписании появятся должности тьюторов – педагогов-наставников, работающих с небольшими группами и отдельными детьми.

     

    Корреспондент «КС» беседовала о проекте «Центр управления карьерами подростков» с учениками четвертой школы. И старшеклассники, и ребята, которым еще только предстоит изучать предмет «Шаг в профессию», уверенно говорили о том, что ранняя профессиональная ориентация не только нужна, но и интересна.

     

    Виктория Воробьёва

    31.07.2012

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика