13...15°C

Авторизация
16+
  • Высокотехнологичная ирония

    22.11.2012 02:41:12

    Высокотехнологичная ирония

    Скепсис россиян  вокруг отечественных инноваций неистребим. Приставка «нано» вызывает ироничную улыбку, господдержка инновационных проектов продуцирует мысль об очередном отмывании денег. Ямал не исключение.

    Свидетельство тому – пристрастный интерес журналистов к деятельности регионального ведомства по науке и инновациям. Зубастые обсуждения инноваций на различных форумах. И ехидные посты в блогах земляков.

     

    «Какие инновации, когда промышленность всю развалили? Сейчас еще на инновациях денег украдут» – так или примерно так рассуждает за кухонным столом среднестатистический болеющий душой за Россию гражданин.

     

    Но ведь мы все потребители инновационных продуктов. Мы разворачиваем жаркие дискуссии по поводу преимуществ тех или иных девайсов, а как только заходит речь о российских технологиях, сразу начинается зевота или едкая ирония. Что это? Русское самоедство?

    Объективно инновации нужны, они делают экономику страны конкурентоспособной. Слишком абстрактные слова? Тогда пример. «Тойота» стала лидером мировой автоиндустрии благодаря системе «бережливого производства», именуемой «Кайдзен». Ее концепция основана на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Каждый работник – от топ-менеджеров до уборщиц – вносит свои рационализаторские предложения по совершенствованию производства.  Итог: заводы «Тойоты» – передовики по внедрению рацпредложений. Это вовсе не кардинальные перемены производства, вроде бы мелочь: специальные зажимы из полипропилена, фиксирующие провода и не дающие им повреждаться при транспортировке; зеркала, установленные на линии контроля качества, позволяющие контролировать работу омывателя передних фар. Но всё это инновации, неуклонно повышающие качество конечного продукта.

     

    А вот новинка отечественного автопрома «Лада-Эллада» тоже в топе, только как фельетон резидентов «Камеди Клаб». Но не вина ли здесь нашего русского скептичного менталитета?

    К примеру, когда ту же самую практику «бережливого производства» «Кайдзен» начал внедрять челябинский автозавод «Урал», руководство компании признало, что самое сложное было преодолеть сопротивление персонала. В интервью, размещенном на официальном сайте завода, гендиректор Виктор Корман рассказывает: «Не всегда легко объяснить слесарю с тридцатилетним стажем, что он – профессионал высшей категории, а организовывает свой рабочий процесс неэффективно».

     

    Какая там восточная философия постоянных эволюционных перемен… Не по-русски это как-то. Мы  ждем чуда. А уж если затеяли инновации, так сразу, чтобы не хуже «Google» или «Facebook».

    В нашем регионе тоже появились инновационные производства, подчеркну: не бизнес «купи дешевле – продай дороже», а ПРО-ИЗ-ВОД-СТВА. Недавно начали производить биоразлагаемый пластик, пеленки для инвалидов, безопасные резиновые покрытия для детских площадок, модификатор для асфальтобетона. Пусть инновационных предприятий пока немного, но это успешные стартапы. И без финансовой поддержки округа они вряд ли увидели свет: приобрести и растаможить оборудование для производства слишком дорого и не под силу начинающему предпринимателю.

     

    Конечно, я не призываю громко хлопать в ладоши любому начинанию с эпитетом «инновационное». Но я за конструктивную гражданскую позицию и критику. И еще, измеряя экономическую пользу инноваций, не стоит забывать, что даже в знаменитой Кремниевой долине на один удачный проект приходится десять неудач. Что уж говорить о нашей молодой политике в этой области…

     

    Светлана Муртазина

    svetline@inbox.ru

    22.11.2012

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика