9...11°C

16+
  • Живой разговор о «мёртвой дороге»

    20.04.2012 19:30:05

    Живой разговор о «мёртвой дороге»

    Из-за строительства трассы между окружной столицей и Надымом разрушаются останки «сталинки».

    – За последнее время, – говорит историк Вадим Гриценко, директор Центра археологических исследований, – ко мне несколько раз поступала информация, что строители бульдозерами сгребают с места будущей автомагистрали уцелевшие объекты 501-й стройки.

    Это значит, что немые свидетели горькой истории края могут сгинуть бесследно. Или они больше не представляют никакой ценности?..

    Ответ на этот вопрос прозвучал на Всероссийской научно-практической  конференции, прошедшей в Надыме и посвященной истории и перспективам сохранения историко-культурного наследия железной дороги Чум – Салехард – Игарка.

     

    Организованная управлением культуры Надымского района, Ямало-Ненецким региональным отделением Русского географического общества и Центром археологических исследований, она собрала более трехсот участников. Историки, краеведы, работники культуры, науки и образования приехали из десятка российских городов, в том числе из Твери, Санкт-Петербурга, Красноярска, Норильска. Высокую заинтересованность проявили надымчане. Свободных мест в конференц-зале не осталось, но из-за этого никто не ушел – люди садились прямо на ступени проходов.

     

    – Мы задумывали конференцию как районную, – говорит Вячеслав Ивко, заместитель главы Надымского района. – Но вскоре в диалоге захотели принять участие жители других городов не только Ямала, но и страны, проявили инициативу иностранцы. Правда, последним не удалось «вписаться» в график оформления виз. Но, тем не менее, из районного формата конференция быстро выросла до российского.

     

    СНЕСТИ  И  ЗАБЫТЬ?

     

    Любой из докладов, прозвучавших на конференции, в принципе мог бы стать основой отдельного журналистского материала. Ямальцы вскоре сами в этом убедятся: их планируется объединить в тематический сборник.

     

    О чем же он будет? Об истории и основных чертах жизни строителей 501-503-й строек, о недавно сделанных вдоль «сталинки» находках, среди которых самолет и дирижабль. А еще – о сохранившемся подвижном составе (у разъезда Долгий в Красноселькупском районе до сих пор стоят паровозы и вагоны) и о работе могильщиков в Обском исправительном лагере. Любопытна информация по строительству Чум – Салехард – Игарка, которая стала доступна в Госархивах страны. Впрочем, есть ряд документов, с которых по сей день не снят гриф секретности.

     

    Высокий интерес к истории тех лет подтверждают не только многочисленные участники конференции. Энтузиасты уже не один год собирают и систематизируют информацию о 501-й стройке и связанных с ней событиях, находят и поддерживают в сохранности ее объекты. А еще они уверены, что история «сталинки» может оживить региональное краеведение, научно-исследовательскую деятельность молодежи и школьников края.

     

    Есть и многочисленные туристы, готовые платить немалые деньги за возможность прикоснуться к ГУЛАГовскому прошлому. Причем они едут на Ямал не только из России, но и из-за рубежа. И спрос на эти поездки не падает уже несколько лет.

     

    Выходит, в сохранении пусть горькой и неприглядной памяти есть не только исторический смысл, но и практическая польза?

     

    – Одна из основных задач надымского форума, – заключает Вадим Гриценко, – объединить всех заинтересованных, чтобы музеефицировать часть уцелевших зданий и экспонатов.

    Инициаторы уверены: регион выиграет во многих отношениях, повернувшись лицом к своему историческому прошлому.

    ЭХО ПРОШЛОГО В РЕЖИМЕ ONLINE

     

    Слушательница конференции Наталья Гудкова не может сдержать эмоций: судьбы ее родителей тесно связаны с 503-й стройкой.

    Мать была осуждена и направлена в Красноярский край за то, что из ведра с керосином, в котором отмывали руки от мазута заводские рабочие, отлила немного знакомой старушке – для примуса.

    Отцу дали десять лет за то, что не просто отказался подписать донос на товарища, но еще и замахнулся табуретом на следователя, который требовал сделать это.

     

    – Родители берегли меня и мало рассказывали о лагерном прошлом, – вздыхает Наталья Флориановна.

     

    Она знает лишь то, что выжили они благодаря востребованной по тем временам профессии отца. Он был кузнец.

     

    – Я и не знала, – добавляет женщина, – что красноярское общество «Мемориал» собрало и представило на своем сайте информацию о многих тысячах заключенных. Спешу посмотреть эти материалы, вдруг найду что-то о своих.

     

    Добавим, что сайт красноярского общества «Мемориал» ежедневно посещают более двух тысяч человек.

    Колоссальный опыт по сбору, систематизации, оцифровке информации представил на конференции Алексей Бабий, руководитель общества.

     

    – Ресурс существует почти пятнадцать лет, – сказал он, – постоянно наполняется воспоминаниями, документами, фотографиями, печатными публикациями, связанными с репрессиями. За счет вновь установленных жертв гонений растет мартиролог.

     

    Десять тысяч страниц на трех языках и более пятнадцати тысяч фотографий – уникальная информационная база для учащихся, краеведов, исследователей. Она была создана и по сей день поддерживается группой энтузиастов. А ведь этот опыт применим и на нашей территории! Быть может, прошедшая конференция подтолкнет к подобной работе и ямальцев.

    «МИНИСТЕРСКИЙ» МОСТ СТАНЕТ МУЗЕЕМ?

    Дальнейшую судьбу известного сооружения 501-й стройки в ближайшее время обсудят специалисты.

    Идея ОАО «Уренгойдорстрой», одного из подрядчиков строящейся трассы Сургут – Салехард, вместе с другими предложениями Всероссийской конференции «Железная дорога Чум – Салехард – Игарка…» вошла в текст резолюции, направленной руководству округа.

     

    ----------------------------------------------------- 

    Что же еще наметили ее участники для сохранения памяти о людях, чьи судьбы по воле сталинской эпохи остались навсегда вписаны в историю Ямала?

    В ближайшее время вывезти, реконструировать и музеефицировать остатки строений железной дороги, находящиеся в оси строящейся автотрассы.

    В населенных пунктах, где проходила «сталинка», установить мемориальные знаки.

    Активизировать вовлечение молодежи и школьников в научно-исследовательскую деятельность по теме «Стройка 501/503».

    Учитывая прецеденты неорганизованного туризма, разработать туристические маршруты, наметить проекты создания необходимой инфраструктуры, приступить к ее созданию и начать освоение этих маршрутов.

    Обсудить возможность создания мемориала, который уместно разместить, например, на окраине Салехарда, в Надымском или Красноселькупском районах.

     

    Елена Пекка

    21.04.2012

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика