НОВОСТИ В последний день выборов жители Пуровского района спешат определить объекты благоустройства и сыграть в лотерею НОВОСТИ Девы и Рыбы будут невероятно удачливы, а Весы заставят остальных раскрыть рты от удивления НОВОСТИ Осенний витаминный сбор созревает на грядках НОВОСТИ Микрорайон Обдорский в Салехарде встретит первых переселенцев из «авариек» уже через год НОВОСТИ Увлечение энергетиками наносит двойной удар по здоровью НОВОСТИ Из реанимации – на выборы. В Новом Уренгое голосуют пациенты городской больницы ПРОИСШЕСТВИЯ Летали остановки и заборы, а с жилого дома чуть не «упорхнул» фасад. Результаты штормового ветра в Салехарде (ФОТО) НОВОСТИ Шампунь для Барбоса. Почему собак и кошек нельзя купать с «хозяйскими» пенками НОВОСТИ Работников лесного хозяйства Ямала поздравил Дмитрий Артюхов КУЛЬТУРА Русские истории: Мозг в банке, герои авиации и одухотворённое дерево НОВОСТИ Явка возросла: ямальцы идут на избирательные участки даже сквозь непогоду НОВОСТИ В Новом Уренгое избиратели активно голосуют на дому НОВОСТИ Симптомы дефицита витамина В12, и как его восполнить НОВОСТИ В Яр-Сале открыли новый современный корпус школы-интерната НОВОСТИ Какие сладости можно себе позволить без вреда для фигуры НОВОСТИ МЧС ЯНАО предупреждает о сильном ветре в субботу и воскресенье НОВОСТИ Ямальские блогеры стримят прямо с избирательных участков НОВОСТИ Омбудсмен Ямала объезжает муниципалитеты: «Каждый человек, имеющий право проголосовать, должен его получить» НОВОСТИ Раки сумеют выбраться из тины, а Тельцы с ледяным равнодушием отвергнут шопинг НОВОСТИ Выборы в ЯНАО: уже проголосовало 25 процентов избирателей ЭКОНОМИКА Свежий и ароматный. Жителей Панаевска и Находки насытят хлебом из новых печей ЭКОНОМИКА «Приезжаю на сыроварню даже ночью». Как ухаживают за капризными ямальскими качотой, моцарелой и сулугуни ЭКОНОМИКА Крупный нефтегазовый кластер в ЯНАО будет разрабатывать «дочка» «Газпром нефти» и «Лукойла» ОБЩЕСТВО В Лабытнанги российские ученые обсудили проблемы развития арктических исследований НОВОСТИ Новогодние каникулы и двойные майские: в правительстве утвердили «праздничный» календарь-2022 НОВОСТИ Викторина «Уютный Ямал» стартовала: на кону – автомобиль, снегоход и гаджеты НОВОСТИ В ЯНАО прием заявлений на переселение в другой регион для жителей авариек продлили до 1 октября НОВОСТИ На избирательных участках Ямала многолюдно с самого открытия КУЛЬТУРА Именные билеты, модельные библиотеки и виртуальные залы. Чем запомнится Год талантов на Ямале ПОЛИТИКА В труднодоступных районах Ямала заканчивается досрочное голосование


  • Коммунальным платежам сокращают путь

    31.03.2016 16:24:00

    Коммунальным платежам сокращают путь

    Транзит денег за свет, воду и тепло через управляющие организации до добра не довел. Поставщики недосчитываются кровно заработанных, жилищники банкротятся. Потребители жалуются на качество… Выход – исключить промежуточное звено.

    Когда-то система прямых договоров действовала повсеместно. Ресурсники получали свое сразу от потребителей за коммунальные услуги, управляющие компании – за жилищные. Потом решили попробовать все платежи проводить через кассу УК, и практика доказала несостоятельность этого подхода…

    ТАК ДАЛЬШЕ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО

    К началу 2016 года ситуация достигла апогея – долг УК перед ресурсниками по стране перешел рубеж в триллион рублей. Из них 3,5 миллиарда приходится на ямальские управляющие компании. Это «мертвые деньги», считает директор департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО Михаил Гилёв, так как они вряд ли когда-либо поступят к коммунальщикам. В автономии за год банкротится по 3–4 компании с кредиторской задолженностью в 150–200 миллионов рублей, получить эти средства не получается. Взаимоотношения в треугольнике «потребитель – УК – ресурсник» зашли в тупик…

    – На уровне Правительства Российской Федерации достаточно активно обсуждается переход на прямые взаимоотношения между потребителем и поставщиком ресурса, чтобы минимизировать потерю денег на этом пути. Мы в данном направлении идем достаточно давно, больше половины населения округа рассчитывается за ресурсы напрямую с их поставщиками, – рассказал Михаил Гилёв на пресс-конференции.

    В Арктическом регионе, к слову, есть территории, где такие отношения сложились исторически. Это Муравленко, Губкинский, сельские районы. Постепенно этот список растет. И результаты впечатляют: собираемость платежей от жителей там достигает 95 процентов. Деньги нигде не оседают, у населения растет понимание, за что и кому идет оплата, соответственно повышается сознательность. Там, где посредничество УК еще действует, финансовая дисциплина хромает, собираемость составляет почти 70 процентов.

    ОТОРВАТЬСЯ  ОТ ПОТОКА…

    В пользу прямых договоров, по словам Михаила Гилёва, говорит и «обратная связь». Там, где каждый участник ЖКУ ведает только своим, жалоб меньше. В «транзитной» схеме жилищникам нужно не только обслуживать дом, но и обеспечивать сбор платежей, отвлекаться на то, что нужно изыскивать средства и покрывать кассовые разрывы. Фактически они перестают заниматься своими прямыми обязанностями, отмечает директор департамента.

    Сегодня на новые рельсы переводят «коммуналку» в Ноябрьске, Новом Уренгое и Надыме. К началу 2017 года планируется, что этим курсом последуют оставшиеся муниципалитеты. Инициатором зачастую становится ресурсник – у него есть полное право расторгнуть договор с УК, если та задолжала за три месяца, и заключить его с жильцами.

    Порой управляющими компаниями, как, например, УК «КонсьержЪ» в Надыме, эта антикризисная мера воспринимается в штыки. Вроде бы избавление от лишних финансовых хлопот должно быть коммунальщикам на руку – однако некоторые неохотно расстаются с ролью передатчика.

    – По отношению к ресурснику управляющие компании по сути «транзитеры». Заинтересованности в этом, если они качественно оказывают услугу, нет. Прибыли такие средства не приносят, но за ресурс нужно полностью платить. Практически получается, что это несвойственная для управляющих компаний функция, – считает глава профильного департамента.

    РАЗНИЦУ – НА ВСЕХ

    Спасение ресурсников от финансово недисциплинированных УК несет перемены и для жильцов. Прямые договоры могут отражаться на их плате за общедомовые нужды. Напомним, что это разница между показаниями общедомовых и суммой индивидуальных счетчиков, которая раскидывается по квартирам.

    Как показала практика, говорит Михаил Гилёв, наличие приборов учета в большинстве своем научило жильцов экономить: потребление воды снизилось на 30 процентов, тепла – на 10–15. С другой стороны, плата за ОДН стала выливаться в существенные суммы.

    – Если в центре России к счетам за общедомовые нужды, сопоставимым с индивидуальным потреблением, приводят утечки в подвалах, то в нашей ситуации вопрос небалансов возникает из-за недобросовестных потребителей, когда присутствуют факты воровства и большого количества «резиновых квартир», – прокомментировал Михаил Гилёв. И подчеркнул: там, где собственники активны и сознательны, «космических» счетов не бывает.

    Когда сбором платы за коммунальные ресурсы занимается УК,  часть небаланса ложится на ее плечи. За ОДН она может начислить (если собственники не решили по-другому) не больше норматива. Остальное, фактически за «чужого парня», жилищники платят из своего кармана. Это происходит неохотно, намного чаще копится задолженность. Неплатежи ресурснику становятся хроническими, а участь банкротства почти неминуемой...

    По мнению Михаила Гилёва, собственникам может показаться привлекательной ситуация, при которой часть потребленных ресурсов гасит УК. Но в целом не стоит обманываться. Всё, что недополучает ресурсник, сказывается на качестве его деятельности: производственные программы и ремонты попадают под угрозу срыва. И в итоге «кассовый разрыв» возвращается к потребителям. По закону недополученные средства учитываются при формировании тарифа на следующие периоды, значит, коммунальные услуги подорожают.

     

    Детали

    СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ УК, РЕШАЮТ СОБСТВЕННИКИ

    Не скажется ли переход  на прямые договоры на стоимости жилищных услуг?

    Руководитель Центра общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ ЯНАО Лариса Епишева напомнила, что всё в руках самих собственников.

    – По жилищному законодательству тариф на обслуживание утверждает общее собрание собственников по согласованию с управляющей компанией исходя из объема услуг, которые они хотели бы получить. Ниже минимального перечня, утвержденного 290-м постановлением Правительства России, услуги оказывать нельзя – в целях безопасности проживания.

    Управляющая компания может предложить расширить перечень, тогда и плата возрастет, но установить тариф на обслуживание она не может.

    Такое происходит, лишь когда собственники жилья не определились с формой управления многоквартирным домом либо не реализовали ее. Тогда решение и стоимость обслуживания жилья утверждает муниципалитет, – прокомментировала Лариса Епишева.


    Тем временем

    ЖИЛЬЦЫ НЕ БУДУТ ВОЗМЕЩАТЬ ПРОТЕЧКИ

    Перевод ОДН в состав платы за жилищные услуги отложен на девять месяцев – с 1 апреля  до января 2017 года.

    Как отмечают в Минстрое РФ, отсрочка связана с тем, что управляющие организации не успели подготовиться к изменению. После вступления закона в силу расходы на общедомовые нужды ограничат жесткими нормативами. Их установят субъекты РФ до ноября, исходя из реального потребления ресурсов, что позволит каждому потребителю проверить, правильно ли идет начисление.

    «До конца года управляющие компании должны проверить каждый дом: выявить и устранить все случаи нецелевого расходования коммунальных ресурсов, провести работы по повышению энергоэффективности – срок введения нового алгоритма продлен в том числе для того, чтобы УК исключили возможность нецелевого расходования ресурсов. Жильцы не будут платить за протечки воды или незаконное подключение к электрическим сетям», – заверяет замглавы Минстроя РФ, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис.


    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПЛАТА ЗА ОДН ЗАШКАЛИВАЕТ

    1. Обратиться за разъяснениями в Единый расчетный центр или

    к организации, производящей начисления.

    2. Написать жалобу

    в муниципальный жилищный надзор или в окружной департамент госжилнадзора.

    3. Выявить, есть ли в доме «резиновые квартиры», где никто не зарегистрирован,

    а проживает десять человек. И сообщить об этом

    в управляющую организацию, в госжилнадзор. Тогда владельцу такого жилья будут начислять по факту потребления.

    4. Создать инициативную группу, которая станет собирать показания счетчиков во всех квартирах в одно и то же время.

    Екатерина Пшенцова
    Екатерина Пшенцова

    Автор
    +7 (34922) 7-12-63
    kati-ks@yandex.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...